Вот ведь и вправду - век живи, век учись! Сейчас "бродила" по интернету в поисках "вкусненького" чтива. А на ловца, как говорится, и зверь бежит.
Я вот о чем. Как часто нам, взрослым, не хватает терпения, усидчивости и практической мудрости, чтобы научить своих детишек чтению!
Поэтому сейчас предлагаю вашему вниманию шикарную статью Леонида Некина без редактуры и изменений. Статья просто дышит добром, юмором и бесконечным пониманием нашего любимого и загадочного Маленького Народца.
Читайте! Не пожалеете...
Масса хороших способов научить ребенка буквам алфавита
— Послушай-ка, Денис, — говорю я своему старшему
(восьмилетнему) сыну, — ты меня как-то спрашивал о том, как можно заработать
деньги. У меня к тебе есть деловое предложение. Научи Антона [четырехлетнего
братика] буквам русского алфавита — и я тебе заплачу за это 330 рублей, по
десять рублей за букву. Когда ты мне скажешь, что Антон выучил первые 11 букв
алфавита, я устрою ему экзамен, и, если всё будет в порядке, я тут же выдам
тебе 110 рублей. А потом вы сможете перейти к следующим 11-ти буквам, и так
далее. Ну как, пойдет?
— Гм, гм, — отвечает Денис, — а каким буквам я должен его
учить: прописным или строчным?
— Это уж на твое усмотрение. Просто перед экзаменом ты меня
предупредишь, какой именно тип букв вы учили. Важно лишь, чтобы Антон мог
прочитать каждую букву по отдельности. Именно прочитать, а не назвать. То есть
«б» — это не «бэ», не «банан» и не «бармалей», а именно «б», один-единственный
звук. Понятно?
— Понятно.
— Ну что, согласен?
— Согласен.
— Никакими особыми сроками я вас не ограничиваю. Во всяком
случае, пока Антону не исполнилось пяти лет. Так что, в принципе, в вашем
распоряжении еще несколько месяцев. Как только будете готовы — дайте знать.
* * * *** ***
Денис пишет на листе бумаги букву «А» и сует ее под нос
Антону.
— Это «А», — говорит Денис.
Антон молчит.
— Скажи: «А», — требует Денис.
— «А», — повторяет Антон.
— А вот это «Б», — продолжает Денис, и под носом у Антона
оказывается буква «Б».
Антон молчит.
— Ну?! — в голосе Дениса появляются угрожающие нотки.
Антон молчит.
— Надо сказать «Б»! — приказывает Денис.
— «Б», — отзывается Антон испуганным тоном.
— Ну вот и хорошо, — говорит Денис и снова показывает на
букву «А». — Давай повторим: это какая буква?
Антон молчит.
— Ну, скажи, какая это буква?!
Антон молчит.
— Какая это буква, я тя спрррашиваю!!!
— Не зна-аю, — жалобно пищит Антон и глаза его наполняются
слезами.
* * * *** ***
— Как продвигается ваши уроки? — интересуюсь я у Дениса.
— Я его учил, учил, — отвечает тот раздраженно, — а он
ничего не может выучить. Совсем бестолковый!
— Гм, гм... Видел я, как ты его учил... Вот что: давай
проделаем небольшой эксперимент. Я тебе сейчас тоже буду кое-чему учить, а ты
слушай, пожалуйста, внимательно и хорошенько запоминай. Ты знаешь, что такое
Aufenthaltsgenehmigung?
— Не-э, не знаю.
— Это одно очень важное немецкое слово. Это самое первое
слово, которое я выучил, будучи в Германии. Но еще раньше я узнал, как та же
самая вещь называется во Франции. По-французски это называется permis de
sejour. Повтори!
— П-п-перми-д-сежур...
— Отлично! А знаешь ты, например, кто такой Staatsbeamter?
— Не-а.
— Это то же, что и fonctionnaire.
— Фо-фон-фонкционэр.
— Замечательно! А теперь скажи еще раз, как будет
по-французски Aufenthaltsgenehmigung!
— Э-э, м-м...
— Ага, понятно! Забыл?
— Забыл...
— Правильно! И было бы удивительно, если бы ты помнил. Вот
примерно таким же способом ты учишь Антона буквам. Человеческая память устроена
весьма примечательно. Она очень медленно усваивает вещи, которые непонятно что
обозначают и непонятно зачем нужны. В принципе, я могу тебе много-много раз
повторить: Aufenthaltsgenehmigung — permis de sejour, Aufenthaltsgenehmigung —
permis de sejour, — и, рано или поздно, эти слова прочно отпечатаются у тебя в
голове. Только, пожалуй, мы с тобой потеряем терпение раньше, чем это
произойдет. Учителя и методисты только затем и существуют, чтобы придумывать
разные хитрости для ускорения работы памяти. Например, я мог бы тебя
дополнительно промотивировать. Я мог бы тебе пообещать, что, если ты с одного
раза запомнишь французский перевод слова Aufenthaltsgenehmigung, тогда я
разрешу тебе не ходить в школу целый месяц. Как ты думаешь, в этом случае
память бы у тебе улучшилась?
— Еще бы! Не ходить в школу! Как ты сказал: что надо
запомнить?
— Однако этот способ тоже не слишком хорош. Учить-то тебе
надо много чего, а учебных месяцев в году — только девять. Но, с другой
стороны, я, наоборот, мог бы тебе пригрозить, что если память тебя подведет, то
на следующий день я тебя ни завтраком, ни обедом, ни ужином кормить не буду.
Что, сработает такая угроза?
— Не знаю.
— Наверняка сработает! Разве только ты совсем потеряешь
голову от страха. Но с такой мотивировкой тоже далеко не уедешь. А вдруг твоя
память действительно даст сбой! Что мне тогда делать? Приводить в исполнение
свою угрозу? Но я же не хочу морить тебя голодом! Я хочу тебя только
промотивировать. В общем, мотивация — дело тонкое. Тут приходится нащупывать
золотую середину. Если наобещаешь чего-то слишком многого, то сам потом будешь
не рад, когда придет время выполнять обещания. А если пообещаешь поменьше, то и
особого эффекта не получишь. Я думаю, что для Антона одна шоколадка за
одиннадцать букв — это самый подходящий стимул. Он теперь, пожалуй, без
шоколадки с тобой вообще заниматься не согласится.
— Шоколадка? А откуда я возьму шоколадку?
— Купишь из своего гонорара.
— Вот как! А, может, лучше его побить. Ну, за то, что он
буквы не учит.
— Нет, ты же знаешь, бить Антона тебе не разрешается.
— Ну, ладно, тогда, значит, шоколадка.
— Но особо больших надежд на эту шоколадку не возлагай. Она,
конечно, поможет, но только так, чуть-чуть. Тут главная хитрость — в
мнемонических приемчиках.
— Чего?
— Ну, есть такая штука — мнемоника. Это искусство так
упаковывать вещи, чтобы они моментально запоминались. Вот, например, помнишь,
как ты учил Антона цветам, а он всё никак не мог запомнить слово «желтый»?
— Угу.
— Мне пришлось тогда вмешаться. Помнишь, чтo я ему сказал? Я
сказал так: «Ты иногда за завтраком ешь вареное яйцо. А ты обратил внимание,
что там, у яйца, внутри?» Он ответил: «Желток». Я спросил: «Какой цвет у
желтка?» И пока этот вопрос еще не отзвучал в ушах, я тут же произнес:
«Желтый!» После этого с желтым цветом у нас проблем больше не возникало.
Похоже, теперь это даже его любимый цвет. А почему так получилось? Раньше ему просто
не приходило в голову, что между словами «желток» и «желтый» есть какая-то
связь. Теперь вдруг он эту связь увидел. Можно быть уверенным: слово «желтый»
он уже никогда не забудет.
— Ну, тут всё просто. А как же учить буквам?
— Всему на свете можно учить примерно так же. Важно, чтобы
новый кусочек информации опирался в памяти на что-то прочное, точно так же как
«желтый» опирается на «желток». Пока же происходит вот что. Ты рисуешь для
Антона букву «А» и произносишь звук «А». Но ведь это же две очень разные вещи.
Между ними нет совершенно ничего общего. Они никак не могут зацепиться друг за
друга. Кроме того, это вещи новые. В памяти у Антона, очевидно, никакой опоры
для них пока не нашлось. И вот что в итоге получается: буква «А» и звук «А»
никак не связаны между собой и не связаны ни с чем в памяти. Прямо скажем,
ситуация очень неблагоприятная для запоминания. Это то же самое, как если бы ты
учил немецкие слова по их французскому переводу.
— Что же делать?
— Тут возможностей очень много. Вот в магазинах продаются
азбуки. Азбука — это такая шпаргалка. Там нарисован — ну, например — арбуз, а
рядышком напечатана буква «А». Если ребенок увидит в какой-нибудь книжке букву
«А», он заглянет в шпаргалку, найдет там эту букву и, разумеется, заметит
арбуз. Потом он мысленно произнесет «арбуз», определит, какая в этом слове
первая буква, и скажет вслух «А». Это довольно долгая процедура, но всё-таки
это верный способ проложить в памяти дорожку от буквы к звуку. И, конечно, надо
вначале потренировать ребенка, чтобы он умел определять в словах первую букву.
В шпаргалке есть все буквы алфавита. Возле «Б» нарисован барабан. Возле «В» —
велосипед. Возле «Г» — гусь, и так далее.
— Папа, а ты мне купишь эту шпаргалку?
— Ну, такая вот классическая азбука — вещь не совсем безукоризненная
с точки зрения мнемоники. В шпаргалку приходится всё время заглядывать, а
хорошие мнемонические приемы позволяют запоминать вещи с одного раза. Чтобы
можно было обходиться вообще без шпаргалки, ребенок должен как-то связать
изображение буквы «А» с изображением арбуза. Ну, скажем, можно ему показать
картинку, где буква «А» представлена в виде человечка с расставленными ногами,
который ест арбуз. Ребенок один раз хорошенько посмотрит на такую картинку — и
больше шпаргалка ему не нужна. Но такие азбуки почему-то гораздо менее
распространены. Да и мне, честно говоря, это тоже не очень нравится. Всё-таки
буква есть буква, а человек есть человек. И каждый из них сам по-своему хорош.
А когда буква изображается в виде человека, то оба они получаются уродами. И, в
конце концов, какая разница — будет ли ребенок подглядывать в шпаргалку или
бродить по закоулкам своей памяти — в любом случае на это расходуется энергия и
время. Принципиальных различий я тут не вижу.
— Так ты купишь мне азбуку?
— У покупных азбук есть один действительно важный
недостаток. Ну зачем, скажи на милость, Антону картинка с арбузом, если его
собственное имя начинается на букву «А»? Или вот: рядом с буквой «Б» нарисован
барабан. Я, вообще, не в курсе, знает ли Антон, что такое барабан. Дома мы
барабанов не держим. Может быть, у них в детском садике есть барабан? В любом
случае, вряд ли эта вещь занимает в его жизни важное место. А значит, это
слабая опора с точки зрения мнемоники. В отличие от составителя покупной
азбуки, мы с тобой можем придумать для Антона опору покрепче. Ну, например,
Антон обожает всякие булочки. Так что булочка была бы отличной опорой. Но что
главное в булочке? Вовсе не то, как она выглядит, а ее вкус. Имеет ли тогда
смысл подсовывать Антону изображение булочки? Не лучше ли, в то время как Антон
будет есть реальную булочку, показать ему букву «Б» и попросить посадить ее
мысленно на язык? Если повезет, это сработает с одного раза. А если не
повезет...
— Что ж тогда?
— Тогда можно начать упорствовать и повторить процедуру
несколько раз. А можно придумать что-нибудь другое. Привесить, например, букву
«Б» к папиной Бороде. Мысленно, конечно.
— Хи-хи-хи!
— Когда у тебя нет покупной азбуки, тебе никто не мешает
пробовать разные варианты и выбирать наилучший. А проще всего спросить у самого
Антона: что тебе больше нравиться: барабан, булочка или борода? Для некоторых
букв слова напрашиваются сами собой. «М» — это, разумеется, мамина буква, «П» —
папина. А вон недавно Антон принес из садика слово «говно». Слово-то, конечно, неприличное,
но для буквы «Г» лучше опоры не придумаешь.
— Ха-ха-ха.
— Кстати, тебя я выучил буквам именно таким способом. Сам-то
ты это помнишь?
— Нет.
— Тебе было тогда года три или четыре. На весь алфавит нам
понадобилось два вечера. Правда, ты был недурно подготовлен. К тому времени я
уже больше года пытался научить тебя читать целыми словами, по так называемой
системе Домана. И, надо признаться, совершенно безуспешно. Но всё-таки буквы не
были для тебя тогда чем-то уж совсем диковинным. Ты их видел уже огромное
множество раз, а значит, они отложились у тебя где-то в пассивной памяти. Это
то, что некоторые люди называют способностями. Можно сказать, что ты был очень
способным к обучению буквам.
— С Матвеем ты, кажется, занимался совсем по-другому.
— Да. Во-первых, мне не хотелось всякий раз повторять одни и
те же мнемонические трюки. Я решил попробовать с Матвеем что-нибудь новенькое.
А во-вторых... Во всей это мнемонике мне не нравилась тогда одна вещь. Ну, да,
мнемоника позволяет запоминать любую букву с одного раза. Да только у понятия
«запомнить» бывает разное качество. Вот ты недавно учил стишок для концерта.
Короткий такой стишок. Ты, его, наверно, за полчаса весь выучил. Но это не
помешало тебе на репетиции с треском провалиться. Как вышел на сцену, как
глянул в зрительный зал, так сразу все выученные слова куда-то подевались.
— Но на концерте-то я хорошо выступил!
— Да. И, надеюсь, ты почувствовал, что выучить, оказывается,
можно по-разному. Когда ты знаешь стишок по-настоящему, то язык молотит его сам
собою, а ты можешь тем временем заниматься другими делами: разглядывать
публику, принимать эффектные позы или перемигиваться с режиссером. Хуже обстоит
дело, когда тебе приходится с усилием выуживать слова из глубин памяти. Это
требует внимания, сосредоточенности. Стоит на мгновение отвлечься (а в
незнакомой обстановке такое сплошь и рядом случается) — и нужное слово не
поступит вовремя на язык. Вот ты и запнулся. А запнувшись, смутился. А значит,
еще больше отвлекся. И пошло и поехало. Казалось бы, раньше всё хорошо знал, а
в самый ответственный момент забыл. Ведь так с тобой и случилось на репетиции?
— Угу.
— Это я к тому, что буквы тоже можно «знать» так, что толку
от этого не будет никакого. У нас когда-то была книжка с фотографиями
крокодилов, и ты очень любил ее разглядывать. Естественно, буква «К» стала у
нас крокодиловой буквой. Как только ты видел слово с буквой «К», ты радостно
тыкал в него пальцем и кричал: «Крокодил!» И со всеми остальными буквами у нас
были точно такие же проблемы. Знать-то ты их все знал, но прежде чем прочитать
букву, ты должен был мысленно пролистать альбом с фотографиями, или съесть
какую-нибудь Булочку, или поплескаться в Ванне. Времени и сил на вспоминание
каждой буквы уходило уйма. Для того чтобы сливать буквы в слова, это совершенно
не годилось.
— Как же я тогда научился читать?
— Мы с тобой продолжали заниматься, и постепенно все эти
обходные мнемонические дорожки в памяти сгладились. Буква «К» связалась
непосредственно со звуком «К», а крокодил ушел куда-то на задний план.
Интересно, ты сейчас помнишь, какие слова мы брали для запоминания букв?
— Нет, не помню.
— Так что, в конце концов, ничего плохого в этой мнемонике
нет. Просто не надо считать, что ты выучил все буквы за два вечера. На самом
деле времени тебе на это понадобилось гораздо-гораздо больше. Но тогда я был
очень разочарован во всех этих трюках. Я решил, что Матвея буду учить безо
всякой мнемоники. Я изготовил тогда тридцать три карточки, по одной на каждую
букву. И на каждой карточке не было изображено ничего, кроме одной-единственной
буквы. Все эти карточки я показывал ему одну за другой в случайном порядке три
раза в день после еды.
— А еще были конфетки! Много разноцветных конфеток.
— Да, шоколадные конфетки, покрытые глазурью. Самое
замечательное в них было то, что они были очень маленькими — размером с
небольшую таблетку. В тридцати трех таких конфетках было, наверно, не больше
шоколаду, чем в одной дольке от обычной шоколадной плитки. Я сделал ставку на
мотивацию. Я показывал Матвею карточку и называл букву. Он повторял за мной
название буквы и тут же получал в награду одну конфетку. (Понятно, что я имею в
виду не официальное название буквы, а тот звук, который она передает.) Со
временем я стал хитрить. Предъявив Матвею очередную карточку, я выдерживал
некоторую паузу. А ему, конечно, очень хотелось побыстрее получить конфетку. И
тогда он принялся выпаливать названия букв, не дожидаясь моей подсказки. А мне
только того и надо было. Я сам удивился, до чего легко и быстро у нас всё
получилось. Нам понадобилось недели две-три, от силы месяц. Это при том, что
никаких «способностей» за ним не водилось: букв он раньше практически не видел.
— А можно, я Антона тоже буду учить такими конфетками?
— Честно говоря, меня такая перспектива не очень привлекает.
Я опасаюсь, что вся это процедура превратится просто в дележ конфет между тобой,
Матвеем и Антоном. Матвей-то тоже наверняка захочет получить свою долю.
Придется тебе придумывать что-то еще. Например, есть такой дяденька, по фамилии
Зайцев, который утверждает, что путь к чтению лежит через письмо. Попробуй
попросить Антона перерисовывать буквы! А вдруг это ему понравится?
— А если нет?
— Вначале имеет смысл попробовать. Даже если дело не пойдет,
то новые идеи будут приходить в голову легче. Можно еще, наверное, приспособить
для этих целей игру «мемори». Это же его любимая игра! Он по ней уже всех
зверушек выучил. Я тебе дам бумажную ленту, которой мы заклеиваем на зиму окна.
У нее с одной стороны уже нанесен клей. Ты можешь очень быстро заклеить ею
картинки на карточках «мемори» и поверх написать буквы. Твое дело — просто играть
с Антоном в «мемори», как и раньше, но теперь вместо зверушек он станет учить
буквы. А наклейки можно будет потом в любой момент аккуратненько отодрать, так
что карточки не испортятся. Нравится тебе такая идея?
— Да.
— Да мало ли что еще можно придумать!
Помнишь, как Матвей
любил играть в «рукки-цукки»? Там игровое поле состоит из клеток с числами.
Вероятно, именно поэтому он до сих пор обожает всякие циферки. Для Антона ты
можешь нарисовать поле не с числами, а с буквами. Для игры подойдут те же самые
карточки «мемори», с бумажными заклейками. Если хочешь, я могу быстренько
изготовить для вас игровое поле на компьютере. Хочешь?
— Хочу.
— Хотя, конечно, будет лучше всего, если ты придумаешь
что-нибудь свое. В конце концов, чужие идеи хороши только для того, чтобы дать
толчок твоим собственным мыслям — чтобы преодолеть ту первоначальную
растерянность, которая возникает, когда берешься за новое дело.
Профессиональные методисты любят поговорить о развитии у детей творческих
способностей. А сами предлагают для этих целей стандартные методики. Можно
подумать, что творческая жилка может быть привита ребенку такими воспитателями,
которые только и умеют, что следовать чужим указаниям!
— Чего? Чего?
— Ах, да! Это я уже, похоже, сам с собой начал
разговаривать. Ладно. Вот тебе рулон самоклеющейся бумаги. Где лежит коробка с
карточками «мемори» — сам знаешь. Если понадобиться моя помощь — зови!
Интересно, как теперь у них пойдет учеба дальше?
Редактор:
Понравилась статья? Оставьте свой комментарий или поделитесь с друзьями, нажав на кнопку любой из соцсетей
Электронная книга в формате pdf с методическими рекомендациями, полностью готова для использования! Можно использовать для изучения русского языка, как иностранного на первых этапах обучения.
станьте партнером и зарабатывайте
15% с каждой продажи!
15% с каждой продажи!
Возьмите бесплатно!
Возьмите бесплатно!
Великолепная электронная книга, которая поможет вашему бебику справиться со своими нечаянными капризами.
1 коммент.:
Статья, действительно, заслуживает внимания! Даже по одной причине, что всем этим занимается ПАПА! И как грамотно! Я тоже сама (не папа) научила читать сына в 5 лет, использовала разнообразные способы, и, кстати, тоже делала карточки с буквами, затем со слогами, играли в лото и пр.И надо сказать, сын быстро научился читать, я даже сама удивилась, что так все легко и быстро прошло.
Спасибо за интересный материал.
Отправить комментарий