Лучшие друзья ребятишек - это родители. Будьте со своими детьми на Читай, baby!
RSS

11 правил для успешного обучения чтению


Из личного опыта

Достаточно часто перед родителями встает важный вопрос: с какого возраста можно начинать приобщать ребенка к обучению чтению? Очень сложно дать правильный ответ. Это так же индивидуально, как цвет волос или радужка глаз. 

Например, я начала "подсовывать" своему киндеру буковки, когда ему торжественно стукнуло 1,5 года. Скажете: нереально? Еще как реально! Не в прямом смысле, конечно, а ненавязчиво, в игровой форме. 

Здесь мне очень пригодились старые добрые открытки времен Советского Союза. Их в каждой семье было в изобилии. Нужные и ненужные, совсем старые и более новые, новогодние и восьмомартовские. Главное, что они были яркие и красочные. Самое то, что нужно для привлечения внимания малыша.


Ничтоже сумняшеся, я вырезала из открыток первые буквы А, О, У и так далее. И "подсунула" их сыну вместе с остальными игрушками - машинками, пупсами, погремушками. Я не приставала к нему с родительскими поучалками вроде "Сереженька, это буква А, повтори, сынок!" Все было иначе. Если сынок играл  машинкой, я говорила: "покатай У на машинке!" или "А пришла в гости к У". Никакой специальной терминологии! Таким образом мой родной сын к двум годам знал уже многие буквы. Если буквы рвались, я просто вырезала из открыток новые. 

Сколько лет вашему малышу?

2-3 года. Чудесный возраст - ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте - непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

11 правил, обязательных для успешного обучения чтению

1. Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.


3. Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

7. Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. И никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Редактор:


1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Nachalo polozheno!!!YRA!!!

Отправить комментарий